Водонапорную башню XIX века в Одинцове начали разбирать из-за строительства МЦД

0

Время публикации: 9:46

Демонтаж водонапорной башни конца XIX века, являющейся частью единого со зданием вокзала ансамбля авторства известного архитектора, мастера стиля модерн Льва Кекушева, начался в городе Одинцовo Московской области. Работы ведутся в связи с подготовкой к строительству линии первого диаметра МЦД-1 Одинцово — Лобня, сообщил в четверг ТАСС председатель Московского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Евгений Соседов.

«Вчера была демонтирована кровля, и с помощью строительного крана началась разборка башни, сегодня снос продолжается. Мы теряем целый железнодорожный ансамбль», — сказал он.

В пресс-службе администрации городского округа Одинцово ТАСС подтвердили, что на месте ведутся строительные работы и отметили, что водонапорная башня, вокзал и земля под ними являются собственностью РЖД.

Позднее в пресс-службе РЖД ТАСС сообщили, что компания не планирует сносить вокзал в городе Одинцове Московской области, который является выявленным объектом культурного наследия, под создание первого диаметра МЦД-1 «Одинцово-Лобня».

«Снос вокзала на станции Одинцово не рассматривается», — сообщили в пресс-службе РЖД.

Согласно данным Подмосковного отделения ВООПИиК, водонапорная башня была построена по проекту 1870 года с насосной станцией и одиночным резервуаром. Это единственное сохранившееся здание такого типа на всей Московско-Брестской железной дорога, однако она не является выявленным объектом культурного наследия (ОКН).

«В настоящее время водонапорная башня при вокзале в городе Одинцово объектом культурного наследия, либо выявленным объектом культурного наследия не является. Материалы (заявка) необходимые для проведения работ по определению историко-культурной ценности на данный объект в управление не поступали. Здание вокзала, поставленного на госохрану в 2017 году, является выявленным ОКН. Выявленные ОКН подлежат госохране, их снос запрещен», — проинформировали ТАСС в пресс-службе Главного управления культурного наследия (ГУКН) Московской области.

По словам Соседова, общественники не подготовили до сих пор материалы о признании башни выявленным объектом культурного наследия, потому что «просто не дошли руки»: «Государственных программ выявления ОКН в Московской области нет, поэтому все делается по инициативе общественников или экспертов на добровольных началах, силы ограничены».

По данным ГУКН Московской области, здание вокзала является выявленным объектом культурного наследия и было взято под государственную охрану в 2017 году. Общественники ко всему прочему надеялись, что охранная зона вокруг вокзала не позволит снести башню. При этом Соседов указывает, что и сам вокзал может быть под угрозой: он считается выявленным ОКН, но до сих пор не внесен в соответствующий реестр.

«По закону, выявленный ОКН нельзя снести, но Главное управление культурного наследия Московской области занимает позицию, что такие объекты можно разбирать и переносить. Мы это считаем равносильным сносу. К тому же он до сих пор выявленный, но не включенный в реестр, — его можно легко снять с охраны, для этого достаточно сделать отказную экспертизу», — отметил эксперт.

То, что одинцовский вокзал с 2017 года не был внесен в реестр ОКН, связано с финансированием, указали в ГУКН Московской области: «Государственная историко-культурная экспертиза по включению выявленных объектов культурного наследия в реестр проводится в рамках государственной программы Московской области «Культура Подмосковья». Принимая во внимание, что на территории региона находятся более 2 тыс. выявленных ОКН, и перечень выявленных постоянно пополняется, включение в реестр выявленных ОКН проводится в рамках бюджетного финансирования».

«Над зданием вокзала ранее уже нависала угроза сноса, теперь его защищает статус выявленного объекта культурного наследия. Однако сейчас ведутся разговоры о переносе вокзала, а представители полиции прямо говорят о планах по его сносу», — высказали опасения в Подмосковном отделении ВООПИиК.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here